Веб-приложение — это любой сайт с элементами интерактива. Это значит, что посетитель может взаимодействовать с материалом, функциями: нажимать кнопки, заполнять формы, запрашивать прайс, совершать покупки.
Практически любой интернет-ресурс входит в их число. Это поисковые системы, видео сервисы типа youtube, соцсети, любые веб-сайты с функциями аутентификации пользователя, покупки, заказа, бронирования, калькуляторы кредитов.
Как работает веб-приложение
Технически это интернет-приложение с архитектурой «клиент-сервер». Чтобы понять принцип, давайте вспомним основные элементы такой архитектуры.
Клиентом служит браузер, сервером — веб-сервер. Связь происходит посредством сети. Представьте, что web-приложение состоит изначально из страниц с частично либо полностью неопределенным содержимым. Итоговое содержание веб-страниц сформируется тогда, когда конкретный пользователь отправит запрос.
Страницы, которые мы видим в браузере, могут быть статическими и динамическими.
Статическая web-страница отображается для всех посетителей одинаково. Как это работает:
Человек вводит в адресной строке запрос или адрес страницы.
Браузер отправляет его на веб-сервер.
Тот анализирует запрос, определяет, что никаких особых признаков и инструкций нет.
Отправляет веб-страницу браузеру без изменения каких-либо данных на ней. Например, это новостной материал, общая стандартная информация.
В случае с динамическими страницами схема выглядит так:
Браузер отправил запрос на веб-сервер. К примеру, при этом поступила информация, что у этого пользователя есть набор признаков, при наличии которых для него нужно показывать определенную информацию, значит страница будет динамической.
Веб–сервер пересылает ее на сервер приложений, где специальное ПО применит правила и инструкции для добавления особых переменных. Например, человек авторизован в системе. Ему может показаться страница с ФИО и другой релевантной именно для него информацией.
Сервер забирает готовую веб-страницу, отдает браузеру, который показывает ее посетителю, создавшему запрос.
Технические аспекты
Для веб-приложений на стороне сервера можно применять различные технологии и любые языки программирования. Для клиента-браузера не важно, какая ОС настроена у человека, в этом плане интернет-приложения можно считать универсальными кроссплатформенными сервисами.
Стандарты в целом общие для любых продуктов web-разработки. Функциональные основаны на реализации функций для решения задач пользователей.
Среди нефункциональных важны:
Надежность. Приложение должно работать с заданными характеристиками и установленной скоростью вне зависимости от количества пользователей.
Быстродействие. В любых условиях среднее время обработки запроса системой не должно превышать заданных параметров.
Безопасность. Включает уровни прав доступа, авторизацию и аутентификацию.
Масштабируемость. Если в будущем будет принято решение добавить компоненты, система должны быть способна увеличить поизводительность с учетом новых условий.
Классификация
Веб приложения можно разделить на виды в зависимости от технологий создания, а также по назначению.
Остановимся подробно на популярных и востребованных.
AJAX
Основное преимущество такого подхода в том, что web-страницы не обновляются со всеми данными заново, а лишь подгружают нужное с сервера, это повышает производительность и степень интерактивности. Один из принципов работы — подгрузка JavaScript. Удобно применять в интернет-магазинах, сайтах-каталогах, любых крупных интернет-проектах, требующих обработки больших массивов данных.
Также различают такие технологии, как ASP, JSP, CGI. Они могут быть разработаны на любом языке программирования, например, PHP, Java и т.д.
По назначению веб-приложения условно можно разделить в зависимости от сферы применения. Почему условно? Как мы выяснили выше, любой интерактивный сайт – это онлайн-приложение. Соответственно, таких сфер, тематик и классификаций можно придумать множество.
Системы бронирования и покупки: билеты, отели, товары, услуги.
Развлекательные порталы.
Финансовые и банковские интернет-порталы с функциями заказа услуг онлайн, калькулятора кредитов, перевода валют, интернет-банкингом и другими.
Социальные сети.
Игры.
Образовательные, обучающие каналы, сайты телепрограмм, газет.
Веб-версии программного обеспечения.
Биржи контента, фриланса и т.п.
CRM. Для примера детально рассмотрим эти популярные сервисы.
CRM — система управления проектами, направленная на автоматизацию обработки полного спектра информации о клиентах и товарах.
Подобные решения — это комплексный продукт, объединяющий функции баз данных, почты, календаря, учета финансов и другие. В них могут быть интегрированы, в зависимости от потребностей, различные модули: управленческой отчетности, бухгалтерии, учета кадров и т.д.
CRM являются основой бизнеса телемаркетинговых компаний и колл-центров. Незаменимы, когда нужно настроить проектную работу с четким разделением по ролям и зонам ответственности, взаимодействие между отделами, работу с клиентами. Это актуально для банков, агентств маркетинговых коммуникаций, компаний-разработчиков IT, онлайн-магазинов товаров и услуг.
Более заточенный под потребности конкретного бизнеса вариант – это ERP. Это web-приложения, разработанные для автоматизации процессов управления внутрихозяйственной деятельностью крупных предприятий с развитой филиальной сетью, различными направлениями деятельности, сложноподчиненной структурой. Включает модули производственного, финансового управления, закупки и тд.
В интернете сегодня представлены все виды бизнеса и категории потребителей. Веб-приложения помогают готовить, покупать, выбирать автомобили, растить детей, учить китайский, исследовать глубины океана и звезды. Новые технологии дают возможность разработчикам создавать продукт под любой спрос, вкус и кошелек.
При этом, у всего многообразия онлайн-приложений есть общие характерные черты.
Они активно поддерживают развитие ecommerce: переносят процессы покупки, деловой коммуникации, подписания документов в интернет.
Это процесс win-win: преимущества получает и продавец, и покупатель.
Интернет-приложения помогают компаниям-продавцам товаров и услуг быть более мобильными, предлагать постоянно расширяющийся перечень услуг, обслужить в единицу времени больше людей, продать сопутствующие сервисы.
Клиент может найти, сравнить, выбрать по набору приоритетных лично для него характеристик, купить, оплатить, получить через доставку что-либо не вставая с кресла.
Примеры применения веб приложений
Пример 1
Процедура сотрудничества компании с банковским учреждением теперь выглядит так:
через сайт банка можно заполнить заявки на открытие счета, карточек, сопутствующих сервисов;
сотрудник банка свяжется по телефону и уточнит детали;
курьер привезет на подпись документы;
специалисты установят ПО, позволяющее совершать платежи и необходимые операции посредством электронно-цифровой подписи;
можно сразу начать работать, можно позволить работать удаленно с любого уголка мира.
Не нужно тратить время на неоднократные поездки, сидение в очередях, перекладывание бумажек.
Пример 2
Еще один тренд последних лет — использование crm-программ. Владельцы даже малого бизнеса по достоинству оценили все возможности, которые получают при использовании сервиса управления рабочим временем и проектами.
прозрачная система планирования, постановки задач, контроля. Всегда видно, кто виноват и когда дэдлайн.
внедрение и закрепление стандартов работы с клиентами, включая поиск, теплые звонки, продажу, постпродажное обслуживание, программу лояльности;
интеграция с другими рабочими сервисами с целью расширить и унифицировать отчетность.
Все это стало возможным благодаря развитию веб-технологий.